ГлавнаяФедерацияСДЮСШОРШкола ЯковичаПерсоналииКалендарьТурнирыФотоСсылкиСофтПрессаБлагодарностиГостиТворчествоКонтакты

Ю. Якович "Мат от компьютера" 4.12.2009


 

К сожалению, непосредственно перед выпуском газеты статья подверглась значительным сокращениям. С полной авторской версией можно познакомиться здесь.

 

Мат от компьютера

Появление мощных компьютеров оказало непосредственное влияние на развитие шахмат. Шахматные базы данных для профессионалов и электронные учебники для детей, возможность играть против машины, не выходя из дома...
 

Идеи - в жизнь
В середине ХХ века «отец теории информации» Клод Шеннон пришел к выводу: шахматы - идеальная модель для разработки алгоритмов принятия решений в сложных задачах. Гроссмейстер во время партии  не перебирает все варианты, а двигается от одной неясной позиции к другой в соответствии с понятными одному ему критериями. И отбрасывает огромное количество нецелесообразных возможностей. 6-й чемпион мира и доктор технических наук Михаил Ботвинник стал активно претворять эти идеи в жизнь, разрабатывая алгоритмы шахматных программ и применяя их в энергетике.
А дальше?
В 1996-1997 годах состоялись матчи Гарри Каспарова против суперкомпьютера Deep Blue. Первый он легко выиграл, второй - проиграл. После этого акции компании IBM - создателя машины-победителя - резко пошли вверх. Каспаров мог выиграть второй матч. Но его подвели плохая спортивная форма, недооценка мощности машины. Или помощь компьютеру группы гроссмейстеров? Подозрения чемпиона мира могли подтвердить или опровергнуть распечатки, где было бы видно, как машина принимала решения. IBM обещала предоставлять распечатки каждой партии, но Каспаров их так и не дождался. Сегодня действия человека на пару с компьютером успешнее, чем работа каждого из них по отдельности. В 2006 году создатели суперкомпьютера Hydra, громившего именитых гроссмейстеров, запустили на просторах Интернета проект под названием Freestyle. Каждый желающий с ноутбуком мог принять участие в турнире вместе с несколькими версиями Hydra. Игроки не оставили машине шанса, ни разу не пустив в тройку призеров.
Вшитый Bluetooth
А профессионалов волнует проблема компьютерных подсказок. Один из первых скандалов произошел в 1999 году. Немецкий любитель занял призовое место в крупном турнире. После победы над россиянином Калиничевым он объяснил сопернику, что в конечной позиции тот получит мат не позднее девятого хода. Россиянин, анализируя партию, обнаружил, что тот прав. Но такие выводы человек без помощи машины сделать не мог. А наказан за компьютерную подсказку был другой любитель - индиец Умаканта Шармы, зашивший устройство Bluetooth в бейсболку. Его дисквалифицировали на 10 лет.
Угроза сильнее исполнения
Страх перед мыслью о возможной помощи противнику со стороны компьютера может выбить игрока из колеи. Чемпион Европы азербайджанец Мамедьяров проиграл в Москве партию россиянину Курносову. И снялся с турнира, обвинив соперника в использовании компьютера. Почвой для скандала стали частые отлучки того из зала. Оказалось: Курносов нервничал и бегал курить - это подтвердили записи с видеокамер. Но восстановить психологическое равновесие Мамедьяров не смог.
О чем махал менеджер?
После побед на чемпионате мира-2005 и на супертурнире в Вейк-ан-Зее-2006 Веселина Топалова обвинили в использовании компьютерных подсказок. Вызывала подозрение игра болгарина, похожая на игру машины, и странная жестикуляция его менеджера по ходу партий. Команда Топалова нанесла контрудар в матче за титул чемпиона мира против Владимира Крамника. Отставая от соперника на 2 очка, болгарин обвинил россиянина в использовании компьютера. Были нарушены правила подачи протестов, а Крамник на очередной поединок не явился и заработал техническое поражение. Лишь благодаря вмешательству Илюмжинова Крамник вернулся за стол, победил Топалова и стал «абсолютным» чемпионом мира.
Плюсы и минусы
Благодаря компьютерным программам и базам данных процесс обучения становится более эффективным и интересным, а понимание шахмат - глубже. Есть и не слишком приятные для меня вещи. Готовиться к соревнованиям профессионалам стало менее интересно. Раньше гроссмейстеры в основном искали новые идеи и концепции, а сейчас вынуждены анализировать конкретные варианты на большую глубину – не дай бог во время партии налетишь на компьютерную разработку соперника. В этом случае просто не хватит времени на то, чтобы найти десяток единственных ходов.

 Статья напечатана в "Волжской коммуне" 4.12.2009 

 



Отправить: