ГлавнаяФедерацияСДЮСШОРШкола ЯковичаПерсоналииКалендарьТурнирыФотоСсылкиСофтПрессаБлагодарностиГостиТворчествоКонтакты

Полная версия статьи Ю. Яковича "Компьютер и шахматы"


Ю. Якович. Компьютер и шахматы 

 
Откуда все пошло

В середине прошлого века «отец теории информации» Клод Шеннон пришел к выводу, что шахматы - идеальная модель для разработки алгоритмов принятия решений в сложных задачах. Гроссмейстер во время партии  не перебирает все варианты, а двигается от одной неясной позиции к другой в соответствии с понятными одному ему критериями, отбрасывая огромное количество нецелесообразных возможностей. Если реализовать такой алгоритм, то можно будет удачно решать сложные задачи управления.

6-й чемпион мира Михаил Ботвинник (доктор технических наук по совместительству), стал активно претворять эти идеи в жизнь, публикуя научные статьи, разрабатывая алгоритмы шахматных программ, и, что самое важное, – применил эти алгоритмы в энергетике.

 
Что дальше?

Компьютеры становятся мощнее, появляются шахматные базы данных для профессионалов и электронные учебники для детей, любители могут играть в шахматы против машины, не выходя из дома. Написание шахматных программ стало коммерчески выгодно.

В 1996 и 1997 годах состоялись матчи Гарри Каспарова против суперкомпьютера DeepBlue. И если в первом матче Каспаров легко выиграл, то во втором поединке он потерпел поражение, после чего акции компании IBM, которая и являлась создателем машины-победителя, резко пошли вверх, принеся компании огромную прибыль. Каспаров и во втором матче мог выиграть, но его подвели плохая спортивная форма и банальная недооценка мощности машины. Еще одной причиной поражения Каспарова могла быть помощь компьютеру группы гроссмейстеров, как бы это парадоксально не звучало. Дело в том, что компьютер может принимать предложения человека и проверять их на наличие зевков. Подозрения чемпиона мира могли подтвердить или опровергнуть распечатки, из которых было бы видно, какие варианты считала машина во время партий и как она принимала решения. IBM обещала предоставлять распечатки после каждой партии, но гроссмейстер их не дождался и по сей день. На сегодняшний день действия человека на пару с компьютером даже малой мощности успешнее, чем работа каждого из них по отдельности. В 2006 году создатели суперкомпьютера Hydra, физически базировавшегося в Абу-Даби и с разгромными результатами побеждавшего именитых гроссмейстеров, запустили на просторах Интернета проект под названием Freestyle. Каждый желающий, пользуясь помощью ноутбуков, мог принять участие в турнире вместе с несколькими версиями Hydra. Белковые шахматисты не оставили машине ни одного шанса, ни разу не пустив его даже в тройку призеров.

 
Компьютерный допинг

Профессионалов все больше волнует проблема компьютерных подсказок. Современная техника легко позволяет передать идеи, найденные с помощью компьютера в гостиничном номере, игроку, сидящему за доской.

Один из первых таких скандалов произошел в 1999 году в Германии. Немецкий любитель неожиданно занял одно из призовых мест в крупном открытом турнире. Одержав победу над российским мастером Калиничевым, он объяснил расстроенному партнеру, что в конечной позиции тот получит мат не позднее девятого хода. Обалдевший от шока мастер, анализируя партию, с ужасом обнаружил, что любитель прав. Очевидно, что такие выводы человек без помощи машины сделать не мог. К сожалению, только раз на моей памяти, компьютерные подсказки были доказаны. На турнире в Дели у индийца Умаканта Шармыбыло обнаружено устройство Bluetooth вшитое в бейсболку, в связи с чем любителя техники дисквалифицировали на 10 лет.

 

Угроза сильнее ее исполнения

Страх перед тем, что противнику во время игры помогает компьютер, может выбить шахматиста из колеи. Чемпион Европы в составе сборной Азербайджана Шахрияр Мамедьяров, проиграв в Москве в острейшей борьбе партию россиянину Игорю Курносову, снялся с состязаний, обвинив соперника в использовании подсказок компьютера. Почвой для скандала стали частые отлучки россиянина из зала во время партии. На самом же деле Курносов нервничал и часто выбегал курить, что подтвердило множество людей и установленные в помещениях камеры. Несмотря на «показания свидетелей» и уговоры дирекции турнира, восстановить психологическое равновесие Мамедьяров не смог.

 

На самом верху

С открытых турниров подозрения перекочевали на самый высокий уровень.

После побед на чемпионате мира в 2005 году и на супертурнире в Вейк ан Зее в 2006-м Веселина Топалова многие коллеги обвинили в использовании компьютерных подсказок. Подозрительным казался стиль побед болгарина, очень похожий на игру машины и странная жестикуляция его менеджера во время партий.

В 2006 году уже со стороны команды Топалова последовал контрудар. В матче за титул чемпиона мира против Владимира Крамника, Топалов, отставая от соперника на 2 очка, обвинил россиянина в том, что тот, выходя в туалет, пользуется подсказками компьютера. Были нарушены все правила подачи протестов, в связи с чем Крамник на очередной поединок не явился и заработал техническое поражение. Лишь благодаря вмешательству Кирсана Илюмжинова, Владимир все же вернулся за доску и победил Топалова, завоевав титул «абсолютного» чемпиона мира.

 
Немного о перспективах

         Уже сейчас компьютер играет сильнее гроссмейстера, но люди, как соревновались друг с другом, так и будут соревноваться. Благодаря компьютерным программам и базам данных процесс обучения становится более эффективным и интересным, а понимание шахмат глубже.

Есть и не слишком приятные для меня вещи. Готовиться к соревнованиям профессионалам стало менее интересно. Раньше гроссмейстеры в основном искали новые идеи и концепции, а сейчас вынуждены анализировать конкретные варианты на большую глубину – не дай бог во время партии налетишь на компьютерную разработку соперника. В этом случае просто не хватит времени на то, чтобы найти десяток единственных ходов. Ну и конечно подсказки. С развитием техники борьба с компьютерным допингом становится все более актуальной.

 
Хронология

Дата

Событие

Средина XX века

Американский математик Клод Шеннон предложил использовать шахматы в качестве модели для разработки алгоритмов принятия решений в сложных задачах

1961 год

Первая публикация Михаила Ботвинника «Люди и машины за шахматной доской» в «Комсомольской правде»

1974 год

Первый чемпионат мира среди компьютерных программ

 80-е годы ХХ века

Написание различных шахматных программ стало коммерчески выгодно Появляются первые шахматные базы данных, с помощью которых стало возможно готовиться к поединкам.

 1996 год

Первый матч Гарри Каспарова против суперкомпьютера Deep Blue, завершившийся победой Каспарова

1997 год

Победа Deep Blue во втором матче с Гарри Каспаровым

1999 год

Первый скандал, связанный с компьютерными подсказками

2005-2006 гг.

Подозрения в помощи компьютера во время чемпионатов мира в Сан-Луисе (2005 г.) и Элисте (2006 г.)

  



Отправить: